Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

беллини винченцо

Энциклопедический словарь

Белли́ни Винченцо (Bellini) (1801-1835), итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто. Оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835) и др.

* * *

БЕЛЛИНИ Винченцо - БЕЛЛИ́НИ (Bellini) Винченцо (3 ноября 1801, Катания, - 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто (см. БЕЛЬКАНТО) . Оперы «Сомнамбула», «Норма» (обе 1831), «Пуритане» (1835).

Первоначальное музыкальное образование получил в семье: отец учил его игре на фортепиано, а дед - основам композиции. Начал сочинять с шести лет; вскоре его духовные произведения вошли в репертуар церквей Катании, а его ариетты и инструментальные пьесы стали исполняться в салонах местной аристократии. В 1819 Беллини поступил в консерваторию Сан-Себастьяно в Неаполе; с 1822 учился у ее ведущего педагога, известного в прошлом оперного композитора Никколо Антонио Цингарелли (1752-1837). В 1825 в стенах консерватории состоялась успешная премьера первой оперы Беллини «Адельсон и Сальвини»; за ней последовали заказы из неаполитанского театра Сан-Карло и миланской Ла Скала (см. ЛА СКАЛА).

Первая же опера Беллини, написанная для Милана, «Пират» (1827), принесла ему всеитальянскую известность. В 1827-1833 Беллини жил главным образом в Милане. Лучшие оперы этого периода «Сомнамбула» и «Норма» (обе 1831) упрочили его репутацию одного из ведущих мастеров стиля бельканто (см. БЕЛЬКАНТО). Центральные женские партии обеих опер (а также менее популярной ныне оперы «Беатриче ди Тенда») создавались в расчете на феноменальный дар Джудитты Пасты (см. ПАСТА Джудитта) - «абсолютной примадонны» оперной сцены того времени.

В 1833 Беллини посетил Лондон, где стал свидетелем огромного успеха четырех своих опер (ставились в Королевском театре и в театре Друри Лейн). Последние два года жизни Беллини связаны с Парижем. По заказу парижской итальянской оперной труппы Беллини сочинил оперу «Пуритане», премьера которой в январе 1835 стала его величайшим триумфом и принесла ему высшую французскую награду - орден Почетного легиона. В Париже Беллини познакомился с Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино), Ф. Шопеном (см. ШОПЕН Фридерик), другими видными музыкантами. Он намеревался обосноваться в этом городе и строил большие планы на будущее, однако внезапная смерть помешала их осуществлению. Согласно врачебному заключению, причиной смерти явилось «острое воспаление толстой кишки, осложненное абсцессом в печени».

Беллини остался в истории музыки прежде всего благодаря своим операм (его произведения других жанров не представляют особого интереса). Стиль Беллини сложился под влиянием сицилийских и неаполитанских народных песен, учебы у Цингарелли, музыки Россини. Опера Россини «Семирамида», которую Беллини услышал в Неаполе в 1824, стала одним из важнейших музыкальных впечатлений его студенческих лет. Лирический стиль ранних опер Беллини - не что иное, как более чувствительный и патетический вариант россиниевского лиризма; в «Пирате» к нему добавляются элементы драматизма, получающие развитие в более поздних произведениях.

В своих операх Беллини не стремился к музыкальной обрисовке характеров. Его основное внимание было сосредоточено на точной декламации словесного текста и на создании пластичных и выразительных мелодий. Образец мелодического стиля Беллини - знаменитая ария Нормы (Casta diva) из первого акта одноименной оперы. Как в этой, так и во многих других ариях Беллини мелодическая линия широкого дыхания строится из коротких (преимущественно двутактных) единиц и поддерживается простыми гармониями и скромной, но умело выполненной оркестровкой. В своем стремлении сгладить грань между ариями и речитативами Беллини насыщает последние певучими, ариозными фразами; для итальянской оперы 1820-1830-х годов подобная «мелодизация» речитативов была чем-то принципиально новым. Ансамбли в операх Беллини сравнительно малочисленны, а участвующие в них персонажи, как правило, наделяются идентичными темами (по мастерству ансамблевого письма Беллини уступает не только Россини, но и Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано)). Как бы то ни было, Беллини оказал большое влияние на музыку первой половины 19 века; у него многому научились не только мастера итальянской оперы, но и М. Глинка (см. ГЛИНКА Михаил Иванович), Ф. Шопен, Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард).

Энциклопедия Кольера

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ

(Bellini, Vincenzo) (1801-1835), итальянский композитор, автор прославленной оперы Норма. Родился 3 ноября 1801 в Катанье на острове Сицилия. Отец Беллини, церковный органист, стал первым его учителем, а один из местных дворян, покоренный талантом мальчика, дал средства для продолжения его образования. Винченцо обучался композиции в неаполитанской консерватории "Сан-Себастьяно", и там же в 1825 появилась его первая опера - Адельсон и Сальвини (Adelson e Salvini). Ее успех принес Беллини заказ на новую оперу - Бьянка и Фернандо (Bianca e Fernando, 1826) для неаполитанского театра "Сан-Карло". Затем его пригласили в миланский театр "Ла Скала", где с большим успехом была поставлена опера Пират (Il Pirate, 1827). Дальнейший путь Беллини отмечен как взлетами, так и провалами. Например, опера Чужестранка (La Straniera) была благожелательно принята в "Ла Скала" в 1829, а в следующем году Заира (Zaira), напротив, потерпела неудачу в Герцогском театре Пармы; в 1830 Капулети и Монтекки (I Capuleti e Montecchi), поставленные в венецианском театре "Фениче", восстановили доброе имя композитора. Вскоре Беллини начал работу над Эрнани (Ernani), но оставил этот сюжет и сочинил другую оперу - Сомнамбулу (La Sonnambula), которая с трумфом была поставлена 6 марта 1831 в миланском театре "Каркано". 26 декабря того же года в "Ла Скала" состоялась премьера Нормы (Norma), которая не произвела большого впечатления на слушателей, но впоследствии пользовалась громким успехом. Затем Беллини совершил триумфальную поездку на Сицилию (Мессина, Катанья) и в Неаполь, после чего вернулся в Милан для работы над оперой Беатриче ди Тенда (Beatrice di Tenda), которая провалилась на премьере в театре "Фениче" в 1833. В том же году Беллини дирижировал своими операми - Нормой и Сомнамбулой в Лондоне, а затем обосновался в Париже. Для парижского "Театр Итальен" им были созданы Пуритане (I Puritane, 1834) - премьера оперы 25 января 1835 прошла успешно. 23 сентября 1835 Беллини, страдавший болезнями печени и желудка, скончался в Пюто близ Парижа. Творчество Беллини занимает почетное место в истории оперы. Вдохновенная мелодика, яркая лирическая выразительность, драматургическая цельность произведений композитора способствовали их долговечности: хотя оперы Беллини переживали периоды забвения, они до сих пор широко представлены в репертуаре ведущих театров мира.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. С. В. Беллини. Л., 1984

Полезные сервисы